Консультация для воспитателей «Роль взрослых в обеспечении психологического комфорта в детском саду» Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. По определению Всемирной организации здравоохранения, душевное благополучие является одной из главных составляющих здоровья человека. Поэтому так важно с ранних лет беречь психологическое здоровье дошкольников. Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в доу. 1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. 2. Распорядок дня Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. 3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды, которая должна обеспечитьсобственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся 4. Стиль поведения воспитателя. Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка 5. Добрые традиции Психологическое здоровье дошкольников – это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком! Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка. Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и другое. В раннем возрасте, чтобы помочь приобретать эти навыки, нужно развивать мелкую моторику рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то я обратила внимание, что использование этого приёма привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей, имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки (учитывать уровень самооценки - задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры). В группах среднего и старшего возраста много настольных и дидактических игр, которые помогают не только усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной, но и направлены на формирование навыков общения и взаимодействия, на эмоциональное развитие. С помощью дидактических пособий дети учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром. Творческий процесс позволяет детям обогатить свой опыт, лучше понять себя, свободно выражать свои мысли и чувства, мечты и надежды, а также сформировать умение мысленно оперировать представлениями и образами и преобразовывать их. В процессе такой деятельности нарабатываются новые важные умения: совершенствуется моторика руки, умение спокойно, сосредоточенно трудиться за столом. Конечный результат творчества ценен не только подтверждением психического роста личности, но и налаживанием нового контакта с окружающим миром уже посредством продукта своего творчества. Поэтому во всех группах нашего детского сада много материалов для этого процесса. Бывает, что у дети приходят в сад не в духе или же у них портится настроение в течение дня, чтобы как-то исправить эту ситуацию в группах были созданы игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: различные молоточки, волшебные палочки. Страх и плохое настроение можно положить в мешочек для крика, если ребенок на кого- то злиться или обижен, он может высказать свою обиду, или просто покричать в этот мешочек. В группе №6 еще сделали коробочку для хорошего настроения, где дети могут поделиться или взять радость и любовь. Во многих группах зеркало используют, как «Зеркало – улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Детям всегда становиться весело после этого. У них такие радостные лица, стараются улыбнуться широко. Очень приятно на них смотреть. В группе №9 есть груша для битья, когда ребенок дерется, воспитатель объясняет ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья очень даже можно. Игры с природным материалом для детей является не только, необычным для них но они развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательной деятельности. В процессе игры и после ее завершения дети испытывают большое эмоциональное наслаждение, повышается их жизненный тонус, способствующий поднятию настроения. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Итак, одни люди просто гуляют в парке, другие останавливаются, изумляются, изучают и в веточках, листочках видят чудо. И так, с кем это случилось однажды, будет всю жизнь находить чудеса в окружающем. Поэтому воспитатели пополняют среду группы природными материалами. |